Продолжаем обзор новых профессиональных стандартов строительной организации. В этой статье вы узнаете, какими компетенциями должен владеть руководитель строительной организации.
Министерство труда и социальной защиты России утвердило новый профессиональный стандарт руководителя строительной организации приказом
Заместитель директора руководит производственной и финансово-хозяйственной деятельностью строительной организации
Заместитель директора строительной организации должен иметь высшее строительное образование не ниже магистратуры или высшее образование в другой области и дополнительное — по профилю. Требование к опыту не менее пяти лет на руководящих должностях в строительстве. Повышать квалификацию рекомендуется раз в пять лет.
Заместителю руководителя нужно уметь:
- анализировать тенденции развития рынка заимствования финансовых ресурсов;
- организовывать производство и финансово-хозяйственную деятельность компании;
- оценивать финансово-хозяйственное состояние строительной организации, финансовые планы и бюджеты, планы ресурсного обеспечения, организационно-технологические решения;
- определять потребность строительства в материально-технических ресурсах, квалификационную потребность;
- анализировать виды, сложность, трудоемкость и ресурсоемкость производственных процессов и выбирать оптимальные организационно-технологические решения;
- определять состав коммерческих предложений;
- определять функциональную и организационную структуру подразделений организации, задачи руководителей, объемы и содержание заданий;
- определять приоритеты развития организации и ставить перспективные задачи, определять оперативные задачи;
- анализировать нормативно-технические документы организации и соблюдение их требований, определять потребность в актуализации таких документов и в разработке новых;
- анализировать показатели производственной и финансово-хозяйственной деятельности и определять меры по повышению ее эффективности;
- соблюдать порядок ведения учетной и отчетной финансово-хозяйственной документации;
- эффективно вести производственную коммуникацию;
- применять специализированное программное обеспечение для планирования производственной и финансово-хозяйственной деятельности и проведения технико-экономических расчетов в строительстве;
- анализировать показатели выполнения планов и определять компенсирующие мероприятия при их невыполнении;
- оценивать комплектность организационно-технологической, исполнительной и учетной документации в соответствии с регламентами;
- анализировать ведение планово-экономической, бухгалтерской, хозяйственной документации, отчетов и статистики в соответствии с регламентами;
- корректировать производственные и финансово-хозяйственные процессы при необходимости;
- эффективно контролировать производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании;
- оценивать комплектность и качество документации для сдачи объекта в эксплуатацию и/или приемки строительно-монтажных работ;
- формировать предложения о привлечении, перераспределении и использовании финансовых ресурсов в пределах плановых лимитов;
- анализировать финансовую часть документации для участия в торгах по размещению заказов на выполнение строительно-монтажных работ;
- оценивать финансовую часть коммерческих предложений организации, договоров подряда и поставки;
- выбирать эффективные решения материально-технического и кадрового обеспечения строительства, решения по достижению плановых показателей, методы мотивации сотрудников;
- применять специализированное программное обеспечение для контроля строительства.
Директор или управляющий осуществляет стратегическое и оперативное управление
Директор или управляющий строительной организацией также должен иметь высшее строительное образование не ниже магистратуры или высшее образование в другой области и дополнительное — по профилю. Требование к опыту для директора выше, чем для замов — не менее семи лет на руководящих должностях в строительстве. Раз в пять лет рекомендовано повышать квалификацию.
По профессиональному стандарту руководитель строительной организации должен уметь:
- анализировать состояние и тенденции развития рынка строительных услуг, конкурентную позицию организации, предпринимательские и производственные риски;
- определять стратегические векторы развития компании и оформлять документы стратегического планирования;
- применять методы и средства организационного проектирования деятельности;
- определять функциональную, организационную и профессионально-квалификационную структуру компании, основные положения коллективного договора;
- распределять обязанности и полномочия между заместителями;
- оценивать показатели эффективности деятельности компании;
- анализировать перспективные научные, организационные и технологические разработки, которые способствуют повышению эффективности деятельности компании;
- определять мероприятия по повышению конкурентоспособности организации на рынке;
- эффективно вести производственную коммуникацию внутри компании, с собственниками имущества компании, заказчиками, подрядчиками и организациями;
- применять специализированное программное обеспечение для управления деятельностью строительной организации;
- проводить системный анализ деятельности компании;
- вести сетевое планирование, определять оперативные задачи;
- анализировать отклонения фактического выполнения работ от планового и принимать меры по их устранению;
- оценивать показатели производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации, эффективность использования ресурсов;
- определять стратегию и тактику взаимодействия компании с судебными органами, отраслевой организацией по регулированию социально-трудовых отношений, органами исполнительной власти.
Руководители строительной организации должны уметь применять ПО для управления строительством
Новый профессиональный стандарт руководителя строительной организации содержит требования к цифровым навыкам. Заместитель директора должен уметь применять специализированное программное обеспечение для планирования производственной и финансово-хозяйственной деятельности, проведения технико-экономических расчетов и контроля строительства. Директору и управляющему необходимы навыки использования специализированных программ для управления деятельностью строительной организации.
«ЦУС Академия» по запросу обучает руководителей и сотрудников строительных организаций цифровому управлению строительством, проводит открытые бесплатные вебинары, сотрудничает с Московским государственным строительным университетом в подготовке молодых специалистов. В сервисе ЦУС реализован электронный документооборот на всех этапах строительства, соответствующий требованиям законодательства.