Какие проблемы в строительстве поможет решить автоматизация процессов

Какие проблемы в строительстве поможет решить автоматизация процессов
5 подробных примера реализованных проектов по цифровизации крупных заказчиков
5 подробных примеров реализованных проектов по цифровизации крупных заказчиков.
Читать

Давайте разбираться на примере объектов капитального строительства. Основная сложность стройки заключается в том, что трудно построить сквозные цифровые процессы от заказчика к проектировщику и далее к генподрядчику, субподрядчикам и службе строительного контроля.

Если каждый из участников внутри себя вполне способен наладить автоматизацию процессов, то между цифровыми средами всех участников строительства построить общие цифровые шлюзы намного сложнее. Задача усложняется тем, что на разных объектах могут работать разные подрядчики.

1. Неоднородная цифровая зрелость

Заказчик, проектировщик, генподрядчик, субподрядчики, служба строительного контроля — этот набор участников постоянно меняется в зависимости от объекта. Кто-то из них уже имеет налаженные цифровые процессы, а кто-то до сих пор управляет проектом через телефон и мессенджеры.

При выходе на новый объект мало кто думает о том, насколько организация совместной работы в капитальном строительстве будет зрелой с точки зрения процессов. Этот фактор, как правило, не учитывается при заключении контракта и проведении тендеров. Поэтому даже прокачанный в плане цифры генподрядчик вряд ли сможет навязать свои процессы новому заказчику. У заказчика больше рычагов влияния на других участников, но если генподрядчик и субподрядчики вложились в другие типы программных продуктов под других заказчиков, то поддерживать еще один новый софт и процессы операционно сложно и финансово дорого.

2. Лоскутная цифровизация

Проектировщики работают в одних средах, заказчик — в других, генподрядчик — в третьих, а подрядчик вообще может работать только в почте. Поэтому транспорт данных из одной организации в другую происходит в ручном режиме.

Например, заказчик захочет получить промежуточный отчет по освоению денежных средств в какой-то своей форме, тогда генподрядчику придется ставить задачу своим финансовым менеджерам заполнять excel-табличку от заказчика и руками перебивать туда цифры.

А если, например, надо подготовить отчетность по строительному контролю и указать результаты всех проверок, типы недостатков, количество предписаний, сроки их устранения, то это потребует уже совместных усилий нескольких участников. Все потому, что данные хранятся в разных «колодцах», которые стыкуются друг с другом только в ручном формате.

Как выглядит лоскутная цифровизация: автоматизация строительных процессов не внедрена или внедрена частично
Как выглядит лоскутная цифровизация: автоматизация строительных процессов не внедрена или внедрена частично
Посмотрите как можно цифровизировать процессы в ЦУС
Оставьте заявку, мы продемонстрируем вам систему и ответим на все интересующие вопросы
Запросить демонстрацию

Типовые разрывы на стыке информационных сред участников строительства

Информационная модель. При переходе из проектной стадии (ПИР) в стадию строительно-монтажных работ (СМР) информационная модель начинает жить отдельно от реальных строительных процессов:

  1. Модель перестает обновляться, в нее не вносят изменения на строительной стадии
  2. Нет связи между сметной документацией и информационной моделью, поэтому ТИМ нельзя использовать для финансовой и управленческой аналитики.

Проектная документация. На стадии сдачи объекта крайне сложно найти актуальные версии документов, особенно если проект имеет нетиповое финансирование и правовую форму, например, государственно-частного партнерства. Документы «разбросаны» по разным участникам. В результате — типичная история, когда документация не сходится с фактически построенным объектом.

Отслеживание графиков строительства. Чаще всего это делается в специализированных средах, например, Primavera или MS Project. Но при этом, например, ГПР (график производства работ), по которому закрывается исполнительная документация, может вестись в excel. На выходе опять два колодца данных.

Снабжение объекта. Здесь разрыв процессов происходит из-за того, что нет единой системы формирования заявок на закупки и планирования поставок. В результате подрядчики остаются без необходимых материалов, а отчетность получается собрать только по итогам бухгалтерского закрытия квартала (то есть не чаще раза в квартал). Отдельный проблемный вопрос связан с учетом и списанием материалов, в том числе давальческих при использовании форм М-15 и М-29.

Строительный контроль. Сам по себе процесс строительного контроля сильно забюрократизирован, а если его еще вести в бумаге, то становится якорем. На создание и пересылку документов требуется дополнительное время. Плюс документы могут теряться почтовыми службами или в мессенджерах. Поэтому замечания устраняются с задержками, а сроки строительства увеличиваются. Также нет связи между информационной моделью и строительным контролем.

Журналы работ. До сих пор это главная серая зона цифровизации процессов на стройплощадке. До 01 сентября 2023 года журналы работ можно вести только в бумаге. Сколько манипуляций с ними можно проводить, например, подписывать задним числом или подписывать не своей подписью, — можно только догадываться.

Управленческая отчетность. Собрать из разрозненных колодцев данных единый управленческий отчет — большая проблема, особенно если делать это регулярно и в сжатые сроки. Поэтому в большинстве компаний управленческая отчетность делается одновременно с бухгалтерской — раз в квартал или раз в месяц в лучшем случае. По большей части организация процессов капитального строительства еще требует доработок и улучшений.

Интересна тема цифровизации строительства?
Оставьте заявку и мы продемонстрируем вам как цифровизация работает на практике в системе ЦУС
Запросить демонстрацию
Покажем на практических кейсах как работает цифровизация
Технический заказчик при строительстве школ внедрил ЭДО и исполнительную документациию
Технический заказчик при строительстве школ внедрил ЭДО и исполнительную документациию
Кейс как Росводоканал внедрил ЭДО, строительный контроль и исполнительную документацию на всех стадиях строительства
Кейс как Росводоканал внедрил ЭДО, строительный контроль и исполнительную документацию на всех стадиях строительства
И еще 3 подробных примера реализованных проектов по цифровизации крупных заказчиков мы пришлем вам на почту