Риски при строительстве крупных и сложных объектов: почему стройки выходят из бюджетов и сроков

Риски при строительстве крупных и сложных объектов: почему стройки выходят из бюджетов и сроков

По данным McKinsey, крупные строительные проекты, как правило, выходят из бюджетов и графиков. В России в 2021 году «Проектная ассоциация» провела исследование и выяснила, что доля проектов с превышением бюджета — более 88%. Самые непредсказуемые проекты обнаружили в сфере промышленного строительства, где превышение бюджета может быть более 50%, но бывает и экономия.

Там, где выйти за пределы финансирования невозможно, например, в госзаказе, падает качество строительства, а срыв сроков выглядит как полная остановка и необходимость смены подрядчика.

Разберем основные причины, почему крупные стройки не получается завершить в срок и без удорожания, и что мешает контролю бюджетов и сроков строительства.

Причина № 1: общее усложнение строительства крупных объектов

Стройка становится сложнее, поскольку все «простые» объекты уже возведены. Если 50 лет назад, наверное, в любом городе СССР можно было организовать просторную стройплощадку, то теперь приходится работать в стесненных условиях, еще и с пожеланием от властей не мешать движению и шуметь поменьше.

Из-за плотной застройки вроде бы не самый сложный объект — канализационный коллектор — превращается в крупный проект со множеством деталей. Так произошло в Ростове-на-Дону, где в 2024 году завершили строительство коллектора № 62 в районе старого аэропорта.

«Коллектор строился в условиях плотной городской застройки с пересечением многочисленных коммуникаций. Кроме того, проходка усложнялась изменчивой геологией замытых протоков старой дельты Дона. При таких условиях строительство выполнялось по уникальной технологии микротоннелирования, не требующей раскопки традиционных траншей и позволяющей свести к минимуму воздействие на экологию и привычную жизнедеятельность города в процессе строительства», — цитирует пресс-служба Минстроя генерального директора ФБУ «РосСтройКонтроль» Владимира Щербинина.

Строительство коллектора в Ростове-на-Дону началось в 2021 году.
Строительство коллектора в Ростове-на-Дону началось в 2021 году. Власти планировали завершить проект с опережением плановых сроков — до конца 2023 года. Однако закончили лишь в сентябре 2024 года, пишет « РБК Ростов».
Источник.

Строительство строительство крупных и сложных объектов инфраструктуры зачастую ведется в удаленных и труднодоступных местах, где плохо с дорогами и снабжением. Чтобы обеспечить стройку всем необходимым, там нужно сначала создать целый поселок, а иногда и перемещать этот поселок вслед за стройкой.

Пример — газопровод «Сила Сибири», который проходит через болота, горы, вечную мерзлоту, скальную породу и сейсмоактивные территории. Температуры по длине газопровода колеблются от минус 41 °C в Амурской области до минус 62 °C в Якутии.

Строителям пришлось сделать так называемый ледовый переход под рекой Леной, протаскивая нитки газопровода через тоннели с помощью специально изготовленных по заказу «Газпрома» опорно-центрирующих колец.

Строительство «Силы Сибири» изначально стоило 800 млрд рублей, но позднее стоимость пересмотрели до 1,1 трлн рублей.
Строительство «Силы Сибири» изначально стоило 800 млрд рублей, но позднее стоимость пересмотрели до 1,1 трлн рублей. Источник.

Причина № 2: кадровый дефицит

В России есть поколенческий разрыв в кадрах: многие старые специалисты ушли, а у молодых не хватает опыта из-за простоя большого строительства в девяностых-нулевых.

Кроме того, людей просто не хватает. По данным Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), в 2023 году дефицит кадров на стройке вырос на 36%. Только в Москве не хватает 30−40 тысяч человек. К концу 2024 года ожидается нехватка 15% нужных кадров.

«В общем объеме требующихся специалистов лидируют бетонщики, арматурщики и монолитчики — это 40% вакансий. Далее отделочники, штукатуры, маляры и плиточники — это 20%. Сварщики, каме‌‌‌‌​​‌​‌‌​‍‌‌‌‌​​‌‌​​‌‍‌‌‌‌​​‌‌‌‌​‍‌‌‌‌​​​​‌‌‌‍‌‌‌‌‌​​​‌​‌‍‌‌‌‌‌​​​‌​‌‍‌‌‌‌​​‌​‌‌​‍‌‌‌‌​​‌‌​​‌‍‌‌‌‌​​‌‌‌‌​‍‌‌‌‌​​​​‌‌‌‍‌‌‌‌‌​‌​​‌​‍‌‌‌‌​​‌​‌​​‍‌‌‌‌​​‌​‌‌‌‍‌‌‌‌​​‌‌​‌​‍‌‌‌‌​​​‌‌​‌‍‌‌‌‌​​‌‌​‌​‍‌‌‌‌​​​‌‌​​‍‌‌‌‌​​‌​‌‌‌нщики — по 12%, дорожные рабочие — 5%. И даже подсобная рабочая, которая низкоквалифицированная рабочая сила, в которой не было никогда сложности, сейчас представляется в дефиците», — цитирует «Интерфакс» президента НОСТРОЙ Антона Глушкова.

Топ-5 самых востребованных профессий в России, по данным «Авито Работа»

ПрофессияПрирост вакансий за 1 полугодие 2024 года по сравнению с таким же периодом 2023 годаРост зарплатного предложения
Штукатур318%31%, 82 986 ₽
Бетонщик270%57%, 100 157 ₽
Стропальщик197%27%, 79 409 ₽
Арматурщик178%38%, 92 683 ₽
Дальнобойщик146% 39%, 189 831 ₽

Заменить рабочих автоматикой не всегда возможно, так как внедрению ИТ-решений тоже мешает дефицит кадров. Это замкнутый круг: рабочих не хватает, и чтобы заменить рабочих роботами или алгоритмами, нужны айтишники, но айтишники тоже в дефиците.

Не каждая строительная компания может себе позволить участвовать в гонке зарплат, и кадровая проблема зачастую решается просто растягиванием сроков. Три бригады каменщиков могли бы сделать работу в три раза быстрее, но бригада одна, и график производства работ составляется исходя из того, что есть. Заболел кто-то из единственных, а потому незаменимых сотрудников — и всё встало.

Причина № 3: ужесточение требований к безопасности

Большие катастрофы вызывают пересмотр нормативов по безопасности. Так, после теракта в США 11 сентября 2001 года многие режимные объекты включают требование выдерживать падение самолета, и в проект включаются соответствующие расчеты, прописывается даже модель самолета.

В строительных нормативах многих стран появилось понятие life safety design — это интернациональные стандарты безопасности, которые регулируют логичность эвакуационных путей, противопожарные нормы и способы армирования высотных зданий, а также призваны в целом снизить риски при строительстве объектов.

Автоматизированный мониторинг строительной площадки и соблюдения ТБ
Мониторинг стройплощадки и соблюдения техники безопасности
Перейти

Правительство Москвы совместно с Минстроем в 2024 году разработало изменения в свод правил требований к пожарной безопасности высотных зданий. Системам пожарной автоматики в высотках теперь посвящен отдельный раздел, уточнены и другие нормы.

После череды аварий с лифтами в 2023 году правительство вернуло Ростехнадзору контроль за ними и наделило ведомство правом проводить проверки. Требования к производству, монтажу и обслуживанию подъемного оборудования регулярно ужесточаются.

Некоторые крупные компании, например, Росатом или «Норникель», разрабатывают собственные программные продукты для строительства по всем нормам безопасности и дополняют официальные нормы внутренними. Это помогает снизить риски при строительстве объекта, когда новое госрегулирование появляется внезапно, и требования надо выполнять «с колес».

В 2024 году в России появились пока неформальные требования по защите промышленных объектов от беспилотников, которые учитывают при строительстве и реконструкции.
В 2024 году в России появились пока неформальные требования по защите промышленных объектов от беспилотников, которые учитывают при строительстве и реконструкции. Источник.

Причина № 4: смена менеджмента

Помешать строительному проекту может как глобальная смена власти — в стране или регионе, так и локальная — поменялось начальство у заказчика, и требования изменились. Бывает, что проект вовсе становится не нужен, хотя работы уже почти закончены.

Пример из Африки: китайский консорциум в 2008 году договорился с властями Конго построить в стране новые дороги, школы и больницы в обмен на доступ к медным и кобальтовым рудникам.

В 2019 году власть в Конго поменялась и посчитала условия прежней сделки невыгодными. Китайцам предложили передоговориться и увеличить объем их обязательств с 3 до 7 млрд долларов, а потом — еще и локализовать переработку минералов.

Чем больше проект и чем более растянуты его сроки, тем выше такой риск. Показательный пример поближе — линия легкорельсового транспорта в столице Казахстана, которую заложил бывший президент Нурсултан Назарбаев.

Новый президент Касым-Жомарт Токаев высказался против: «Проект изначально был ошибочным, это надо признать. Причем проект с сильным запахом коррупции. Теперь нужно принять оптимальное решение. Потому что простой снос означает потерю времени и денег. У нас нет другого выбора, как пригласить отечественных и зарубежных архитекторов и урбанистов, которые определят возможные варианты использования данного проекта».

Капсулу в честь начала строительства легкорельсовой линии «Астана LRT» заложил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в 2011 году
Капсулу в честь начала строительства легкорельсовой линии «Астана LRT» заложил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в 2011 году. С тех пор не ушло дальше опор. Источник.

В Прибалтике похожая ситуация произошла с проектом Rail Baltica — это железная дорога, которая должна пройти по Латвии, Литве и Эстонии. Основным источником средств для стройки было финансирование ЕС, но, видимо, приоритеты союза поменялись. Дорогу планировали закончить в 2026 году, теперь сроки сдвинули на 2030 год, но и к этому времени стройка может не закончиться.

Министр инфраструктуры Латвии Владимир Свет весьма нервно отвечает на вопрос, не будут ли власти вводить налог на достройку железной дороги, и обещает, что стройка продолжится, когда будут деньги.

Причина № 5: устаревшие практики управления

Бывает, руководителям строительных проектов не хватает четкого понимания, что на самом деле происходит на объекте. Вместо консолидации данных в цифровой среде для контроля работ и бюджета строительства применяются устаревшие практики, например, бесконечные выезды для осмотра хода работ. Результат таких инспекций — в лучшем случае заметки на бумаге, а часто и вообще ничего.

Как пишет McKinsey, данные и время — самые ценные ресурсы, и объединение данных в одной цифровой среде — необходимое условие для планирования и контроля строительства. Это позволяет:

  • понимать реальную ситуацию;
  • контролировать бюджет строительства;
  • сократить издержки на выяснение этой реальной ситуации;
  • улучшить восприятие информации; разным людям в компании нужны разные данные, и стройка для директора по закупкам выглядит совсем иначе, чем для инженера ПТО.
Как цифровые платформы помогают инженеру ПТО планировать и контролировать работы в строительстве
Как цифровые платформы помогают инженеру ПТО планировать и контролировать работы в строительстве
Перейти

Чтобы цифровизация заработала, зачастую не нужны огромные вложения. Главное условие — мышление топ-менеджеров, нацеленное на прозрачность, качество и эффективность.

Как снизить риски при строительстве объекта

Мир усложняется, и строительные проекты тоже. Ими все сложнее руководить, и даже самый талантливый и опытный менеджер уже не может охватить весь объем информации. Бесконечные координационные совещания, отчеты и выезды с проверками перестали работать на эффективность. Они только запутывают и без того сложные процессы.

Единственное решение этих проблем — цифровизация. Мировой опыт показывает, что если все данные хранятся в единой цифровой платформе, то их легко использовать и передать дальше. Это помогает для планового контроля бюджета строительства и в критических ситуациях, когда, например, нужно заменить подрядчика. Такая проблема была на стройке нефтедобывающей станции в Канаде: благодаря среде общих данных новый подрядчик смог быстро разобраться в положении дел и сдать объект в срок.

В России есть программные продукты, которые решают эти задачи. Например, платформа «Цифровое управление строительством» — отечественный SaaS-сервис для полной цифровизации строительства и автоматизации процессов стройки. Сервис строится по модульной структуре и позволяет подключать только то, что необходимо в той или иной компании. Ключевые модули — ПИР, СМР и модуль для строительного контроля.
Аналитики McKinsey отмечают, что без современных решений строительство крупных и сложных объектов. Менеджмент, делающий выводы на основе презентаций и табличек Excel, не может принять адекватные решения, так как пользуется заведомо неполной информацией.

    Читайте также

    Видео по теме

    Вопросы ответы по теме

    Электронная книга «Руководство по внедрению цифровизации в строительстве»
    Электронная книга «Руководство по внедрению цифровизации в строительстве»
    Полезные материалы от специалистов Академии ЦУС
    Покажем на практических кейсах как работает цифровизация
    Технический заказчик при строительстве школ внедрил ЭДО и исполнительную документациию
    Технический заказчик при строительстве школ внедрил ЭДО и исполнительную документациию
    Кейс как Росводоканал внедрил ЭДО, строительный контроль и исполнительную документацию на всех стадиях строительства
    Кейс как Росводоканал внедрил ЭДО, строительный контроль и исполнительную документацию на всех стадиях строительства
    И еще 3 подробных примера реализованных проектов по цифровизации крупных заказчиков мы пришлем вам на почту