По данным McKinsey, крупные строительные проекты, как правило, выходят из бюджетов и графиков. В России в 2021 году «Проектная ассоциация» провела исследование и выяснила, что доля проектов с превышением бюджета — более 88%. Самые непредсказуемые проекты обнаружили в сфере промышленного строительства, где превышение бюджета может быть более 50%, но бывает и экономия.
Там, где выйти за пределы финансирования невозможно, например, в госзаказе, падает качество строительства, а срыв сроков выглядит как полная остановка и необходимость смены подрядчика.
Разберем основные причины, почему крупные стройки не получается завершить в срок и без удорожания, и что мешает контролю бюджетов и сроков строительства.
Причина № 1: общее усложнение строительства крупных объектов
Стройка становится сложнее, поскольку все «простые» объекты уже возведены. Если 50 лет назад, наверное, в любом городе СССР можно было организовать просторную стройплощадку, то теперь приходится работать в стесненных условиях, еще и с пожеланием от властей не мешать движению и шуметь поменьше.
Из-за плотной застройки вроде бы не самый сложный объект — канализационный коллектор — превращается в крупный проект со множеством деталей. Так произошло в Ростове-на-Дону, где в 2024 году завершили строительство коллектора № 62 в районе старого аэропорта.
«Коллектор строился в условиях плотной городской застройки с пересечением многочисленных коммуникаций. Кроме того, проходка усложнялась изменчивой геологией замытых протоков старой дельты Дона. При таких условиях строительство выполнялось по уникальной технологии микротоннелирования, не требующей раскопки традиционных траншей и позволяющей свести к минимуму воздействие на экологию и привычную жизнедеятельность города в процессе строительства», — цитирует пресс-служба Минстроя генерального директора ФБУ «РосСтройКонтроль» Владимира Щербинина.
Строительство строительство крупных и сложных объектов инфраструктуры зачастую ведется в удаленных и труднодоступных местах, где плохо с дорогами и снабжением. Чтобы обеспечить стройку всем необходимым, там нужно сначала создать целый поселок, а иногда и перемещать этот поселок вслед за стройкой.
Пример — газопровод «Сила Сибири», который проходит через болота, горы, вечную мерзлоту, скальную породу и сейсмоактивные территории. Температуры по длине газопровода колеблются от минус 41 °C в Амурской области до минус 62 °C в Якутии.
Строителям пришлось сделать так называемый ледовый переход под рекой Леной, протаскивая нитки газопровода через тоннели с помощью специально изготовленных по заказу «Газпрома» опорно-центрирующих колец.
Причина № 2: кадровый дефицит
В России есть поколенческий разрыв в кадрах: многие старые специалисты ушли, а у молодых не хватает опыта из-за простоя большого строительства в девяностых-нулевых.
Кроме того, людей просто не хватает. По данным Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), в 2023 году дефицит кадров на стройке вырос на 36%. Только в Москве не хватает 30−40 тысяч человек. К концу 2024 года ожидается нехватка 15% нужных кадров.
«В общем объеме требующихся специалистов лидируют бетонщики, арматурщики и монолитчики — это 40% вакансий. Далее отделочники, штукатуры, маляры и плиточники — это 20%. Сварщики, каменщики — по 12%, дорожные рабочие — 5%. И даже подсобная рабочая, которая низкоквалифицированная рабочая сила, в которой не было никогда сложности, сейчас представляется в дефиците», — цитирует «Интерфакс» президента НОСТРОЙ Антона Глушкова.
Топ-5 самых востребованных профессий в России, по данным «Авито Работа»
Профессия | Прирост вакансий за 1 полугодие 2024 года по сравнению с таким же периодом 2023 года | Рост зарплатного предложения |
Штукатур | 318% | 31%, 82 986 ₽ |
Бетонщик | 270% | 57%, 100 157 ₽ |
Стропальщик | 197% | 27%, 79 409 ₽ |
Арматурщик | 178% | 38%, 92 683 ₽ |
Дальнобойщик | 146% | 39%, 189 831 ₽ |
Заменить рабочих автоматикой не всегда возможно, так как внедрению ИТ-решений тоже мешает дефицит кадров. Это замкнутый круг: рабочих не хватает, и чтобы заменить рабочих роботами или алгоритмами, нужны айтишники, но айтишники тоже в дефиците.
Не каждая строительная компания может себе позволить участвовать в гонке зарплат, и кадровая проблема зачастую решается просто растягиванием сроков. Три бригады каменщиков могли бы сделать работу в три раза быстрее, но бригада одна, и график производства работ составляется исходя из того, что есть. Заболел кто-то из единственных, а потому незаменимых сотрудников — и всё встало.
Причина № 3: ужесточение требований к безопасности
Большие катастрофы вызывают пересмотр нормативов по безопасности. Так, после теракта в США 11 сентября 2001 года многие режимные объекты включают требование выдерживать падение самолета, и в проект включаются соответствующие расчеты, прописывается даже модель самолета.
В строительных нормативах многих стран появилось понятие life safety design — это интернациональные стандарты безопасности, которые регулируют логичность эвакуационных путей, противопожарные нормы и способы армирования высотных зданий, а также призваны в целом снизить риски при строительстве объектов.
Правительство Москвы совместно с Минстроем в 2024 году разработало изменения в свод правил требований к пожарной безопасности высотных зданий. Системам пожарной автоматики в высотках теперь посвящен отдельный раздел, уточнены и другие нормы.
После череды аварий с лифтами в 2023 году правительство вернуло Ростехнадзору контроль за ними и наделило ведомство правом проводить проверки. Требования к производству, монтажу и обслуживанию подъемного оборудования регулярно ужесточаются.
Некоторые крупные компании, например, Росатом или «Норникель», разрабатывают собственные программные продукты для строительства по всем нормам безопасности и дополняют официальные нормы внутренними. Это помогает снизить риски при строительстве объекта, когда новое госрегулирование появляется внезапно, и требования надо выполнять «с колес».
Причина № 4: смена менеджмента
Помешать строительному проекту может как глобальная смена власти — в стране или регионе, так и локальная — поменялось начальство у заказчика, и требования изменились. Бывает, что проект вовсе становится не нужен, хотя работы уже почти закончены.
Пример из Африки: китайский консорциум в 2008 году договорился с властями Конго построить в стране новые дороги, школы и больницы в обмен на доступ к медным и кобальтовым рудникам.
В 2019 году власть в Конго поменялась и посчитала условия прежней сделки невыгодными. Китайцам предложили передоговориться и увеличить объем их обязательств с 3 до 7 млрд долларов, а потом — еще и локализовать переработку минералов.
Чем больше проект и чем более растянуты его сроки, тем выше такой риск. Показательный пример поближе — линия легкорельсового транспорта в столице Казахстана, которую заложил бывший президент Нурсултан Назарбаев.
Новый президент Касым-Жомарт Токаев высказался против: «Проект изначально был ошибочным, это надо признать. Причем проект с сильным запахом коррупции. Теперь нужно принять оптимальное решение. Потому что простой снос означает потерю времени и денег. У нас нет другого выбора, как пригласить отечественных и зарубежных архитекторов и урбанистов, которые определят возможные варианты использования данного проекта».
В Прибалтике похожая ситуация произошла с проектом Rail Baltica — это железная дорога, которая должна пройти по Латвии, Литве и Эстонии. Основным источником средств для стройки было финансирование ЕС, но, видимо, приоритеты союза поменялись. Дорогу планировали закончить в 2026 году, теперь сроки сдвинули на 2030 год, но и к этому времени стройка может не закончиться.
Министр инфраструктуры Латвии Владимир Свет весьма нервно отвечает на вопрос, не будут ли власти вводить налог на достройку железной дороги, и обещает, что стройка продолжится, когда будут деньги.
Причина № 5: устаревшие практики управления
Бывает, руководителям строительных проектов не хватает четкого понимания, что на самом деле происходит на объекте. Вместо консолидации данных в цифровой среде для контроля работ и бюджета строительства применяются устаревшие практики, например, бесконечные выезды для осмотра хода работ. Результат таких инспекций — в лучшем случае заметки на бумаге, а часто и вообще ничего.
Как пишет McKinsey, данные и время — самые ценные ресурсы, и объединение данных в одной цифровой среде — необходимое условие для планирования и контроля строительства. Это позволяет:
- понимать реальную ситуацию;
- контролировать бюджет строительства;
- сократить издержки на выяснение этой реальной ситуации;
- улучшить восприятие информации; разным людям в компании нужны разные данные, и стройка для директора по закупкам выглядит совсем иначе, чем для инженера ПТО.
Чтобы цифровизация заработала, зачастую не нужны огромные вложения. Главное условие — мышление топ-менеджеров, нацеленное на прозрачность, качество и эффективность.
Как снизить риски при строительстве объекта
Мир усложняется, и строительные проекты тоже. Ими все сложнее руководить, и даже самый талантливый и опытный менеджер уже не может охватить весь объем информации. Бесконечные координационные совещания, отчеты и выезды с проверками перестали работать на эффективность. Они только запутывают и без того сложные процессы.
Единственное решение этих проблем — цифровизация. Мировой опыт показывает, что если все данные хранятся в единой цифровой платформе, то их легко использовать и передать дальше. Это помогает для планового контроля бюджета строительства и в критических ситуациях, когда, например, нужно заменить подрядчика. Такая проблема была на стройке нефтедобывающей станции в Канаде: благодаря среде общих данных новый подрядчик смог быстро разобраться в положении дел и сдать объект в срок.
В России есть программные продукты, которые решают эти задачи. Например, платформа «Цифровое управление строительством» — отечественный SaaS-сервис для полной цифровизации строительства и автоматизации процессов стройки. Сервис строится по модульной структуре и позволяет подключать только то, что необходимо в той или иной компании. Ключевые модули — ПИР, СМР и модуль для строительного контроля.
Аналитики McKinsey отмечают, что без современных решений строительство крупных и сложных объектов. Менеджмент, делающий выводы на основе презентаций и табличек Excel, не может принять адекватные решения, так как пользуется заведомо неполной информацией.