Векторы развития строительной отрасли в 2024 году — импортозамещение и цифровизация. Разбираемся, какие есть способы автоматизации снабжения в строительстве, где искать поставщиков стройматериалов и как оптимизировать расходы на закупки.
Замена ушедших поставщиков
В 2022 году многие зарубежные компании, в том числе строительные, объявили об уходе из России. По данным НОСТРОЙ, полностью покинули рынок только 9% иностранных производителей строительных материалов и оборудования. Но тенденция на замену зарубежных товаров российскими сохраняется.
Например, крупнейший в мире производитель кирпича — австрийский Wienerberger — недавно продал два своих российских завода. Немецкая компания по производству стройматериалов Knauf решила передать производственные площадки в России местному менеджменту.
Крупный строительный супермаркет Leroy Merlin продолжает работать, но почти весь ассортимент делают в России. Некоторые товары выпускают под прежними брендами. Покупатели отмечают, что качество таких товаров может отличаться от зарубежных. Например, не совпадает цвет краски.
Производство материалов и оборудования в России растет.
По данным Минстроя России, в каталог импортозамещения включены аналоги более 3600 стройматериалов. При этом есть сложности с замещением инженерного оборудования и строительной химии.
Но даже растущий рынок с нынешними рекордными объемами строительства полностью не справляется. Например, компания ТЕХНОНИКОЛЬ
ограничила гарантированный объем поставок тепло- и гидроизоляционных материалов, потому что не может выполнить все заявки.
Новые логистические цепочки
Европейских поставщиков заменили производители из Китая и стран СНГ. Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) развивает сотрудничество с ними. НОСТРОЙ обещал организовать лабораторный контроль продукции китайских производителей для включения их в Реестр добросовестных поставщиков строительных ресурсов.
А Межгосударственная рабочая группа работает над Техническим регламентом ЕАЭС по безопасности строительной продукции. Если его примут, то на таможенной территории России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии будут действовать единые требования к строительным материалам и изделиям — перевозить такие товары станет легче.
Рост цен на стройматериалы
Из-за высокого спроса, сокращения числа производителей на рынке, необходимости выстраивать новую логистику строительные материалы подорожали. И хотя НОСТРОЙ объявил, что для роста цен в 2024 году нет оснований, участники рынка единогласно предсказывают, что летом стоимость стройматериалов повысится еще на 10−20%. Застройщики вынуждены учитывать такие изменения при планировании проекта, отслеживать актуальные цены и искать лучшие предложения.
Как оптимизировать закупки
Сократить растущие затраты на стройматериалы можно за счет оптимизации системы закупок в строительстве.
- Планировать потребление материалов
Нехватка ресурсов или их избыток ведут к дополнительным затратам. В первом случае — на дозакупку и увеличение продолжительности работ из-за простоев, во втором — на покупку и хранение неиспользуемых материалов. Повысить точность планирования можно с помощью цифровых технологий. По оценке вице-мэра Москвы Андрея Бочкарева, информационное моделирование позволяет сэкономить на закупках до 10−15%.
Как составить график потребление ресурсов с помощью цифровых платформ, мы рассказывали в статье про ресурсное планирование.
- Упростить систему закупок в строительстве
Если исключить из цепочки поставок перекупки и дистрибьюторов, можно сэкономить на комиссиях. Строительные маркетплейсы позволяют общаться и заключать сделки напрямую с поставщиками. По данным аналитической компании Data Insight, в 2024 году доля маркетплейсов составит до 54% всех онлайн-продаж. Высока вероятность, что и в строительной отрасли они будут развиваться.
- Управлять закупками
Для лучшей оптимизации системы закупок в строительстве нужно следить за остатками на складе, оценивать сроки доставки и искать более выгодные предложения. Цены меняются, появляются новые продавцы, поэтому время от времени стоит анализировать рынок.
Автоматизация снабжения в строительстве
Простой способ поиска контрагентов — цифровые торговые площадки. Например, на строительном маркетплейсе «Стройкод» представлено более 92,5 тыс. товаров от поставщиков со всей России. Рассмотрим, какие преимущества это дает.
- Удобное сравнение
Платформа соберет все предложения в таблицу и выделит наиболее выгодные. Можно сравнить как счета по всей заявке, так и отдельные позиции.
- Отсутствие посредников
На платформе покупатель общается напрямую с продавцом. Они обсуждают в чате условия и после этого заключают договор.
- Автоматизация
Поставщик загружает свою номенклатуру, и система сама сопоставит ее с номенклатурой заказчика. Не нужно вручную сверять позиции.
- Проверка контрагентов
Скоро в сервисе заработает функция проверки контрагентов. Площадка будет собирать информацию о продавцах из официальных открытых источников и оценивать их надежность.
- Контроль выполнения заявок
В «Стройкоде» можно посмотреть статус заявки и процент ее выполнения, узнать, сколько времени займет доставка.
Маркетплейсы уверенно завоевывают рынок в самых разных сегментах. Покупатели оценили их удобство и выгоду, и заказывают онлайн практически все. Эта тенденция пока в меньшей степени коснулась системы закупок в строительстве из-за того, что хранить стройматериалы в больших объемах на складе дорого, а для их доставки нужен специальный транспорт. Поэтому для автоматизации снабжения в строительстве появляются специальные торговые площадки — такие как «Стройкод». Они упрощают поиск и сравнение товаров, позволяют договариваться напрямую с поставщиком и контролировать выполнение заявки.